Поделиться

Поиск по этому блогу

воскресенье, 14 августа 2016 г.

Учиться, учиться и учиться...

"Он принял страну с сохой, а оставил с атомным реактором", - написал о Сталине один из западных журналистов. Однако справедливости ради необходимо отметить, что фундамент под это достижение заложен был задолго до правления Сталина - в 1919 году, когда в стране была введена программа ликвидации безграмотности. Завершился этот масштабный проект примерно к 40-му году и вряд ли СССР смог бы добиться каких-либо успехов, если бы не ликбез. В конце 19 века в Российской Империи было около 20% грамотного населения. Можно предположить, что к 1919 году грамотных было даже чуть меньше с учетом значительной эмиграции дворянства. Но на самом деле, конечно, точных цифр не знает никто. Я сейчас говорю не об уровне образования, а об элементарном умении читать и писать.

Вот я совершенно не разбираюсь в экономике. Умные люди с умным видом рассуждают в новостях о том, как  сделать Россию процветающим государством. Коррупция мешает, сырьевая модель мешает, налоги высокие и прочая дребедень. А я абсолютно уверен, что ни о каком развитии страны не может быть и речи, пока у нас существует такая система образования. Я со своим институтским преподавателем недавно встретился, и между делом он упомянул, что в прошлом году из его студентов вообще никто не трудоустроился в школу - очень сильная группа была, почти все отличники. А я подумал - чему тут радоваться? Отличники в школы не пошли, а кто тогда пошел?

Все спорят о ЕГЭ. Объективность оценки знаний, борьба с коррупцией и так далее. Секундочку. А зачем нам выпускники школ, у которых большое количество знаний? Разве это цель? Мне казалось, что школа должна выпускать людей не столько обладающих некоторым объемом сведений, сколько умеющих ими пользоваться и знающих как эти знания добывать в дальнейшем. Зачем мне машина, если я не умею на ней ездить? Зачем мне знания, которыми я не сумею воспользоваться? Эффективнее всего школа формирует отвращение к процессу обучения. Это такая мельница, перемалывающая детей в серую массу, и в которой лишь единицы сохраняют любознательность и стремление к открытиям.

Мы никогда ни к чему толковому не придем, если будем прыгать вокруг экономических показателей. Все будущее нашей страны закладывается в школах и детских садах. А если отличники вузов не идут в школу, это уже говорит о многом. Я свою классную руководительницу боялся как огня. Потому что авторитет учителя был на недосягаемой высоте. Даже выбил зуб одному типу из параллельного класса, когда он посмел сказать, что "ваша классуха ваще лысая, у нее парик". За такие святотатственные речи пусть спасибо скажет, что я его на костре не сжег.

Я бы напрочь отменил оценки в школе и экзамены. Они нужны по сути для того, чтобы оценивать не знания учеников, а работу учителя. Разве не правильнее оценивать преподавательский труд по степени успешности учеников в жизни? Немало случаев, когда люди с тройками в аттестате, добивались успеха. Есть опустившиеся золотые медалисты. Все это от лукавого. Не надо идеализировать советскую модель образования. Единственное, что в ней было хорошего - детей не только учили, но и воспитывали. Сейчас вообще в школьников запихивают знания абы как, лишь бы ЕГЭ прошел. А чего вы его экзаменуете? С какой целью? Может, он не знает математику вообще, но он гениальный композитор. Вы как его талант оцените в школе?

Да о чем можно говорить, если страна внимательно следит за успехами спортсменов на Олимпиаде, но Олимпиады по математике вообще не освещаются. Там кто-то проплыл брасом на долю секунды быстрее - ему почет и уважение. А ученики, побеждающие на международных олимпиадах по школьным предметам никому не известны. Как и их учителя. Спорт, конечно, важная штука. Но не важнее образования. Или в ЖЖ все обсуждают как похудеть или кто в каком купальнике на пляж выперся, но никто не обсуждает как поумнеть или что происходит в науке и образовании. И государству пофиг, и обществу фиолетово.

Вообще, все, что касается образования, меня очень волнует. Я бы, возможно, пошел на пенсии в школу (потому что в школе обязательно должны быть мужики, не  могут одни женщины учить детей), но маленькая зарплата, бюрократизм (я узнавал - там столько всякой отчетности, что сдохнуть можно) и тотальное несогласие с существующей образовательной моделью. Я приглашаю в комментарии учителей - бывших и действующих. Хотелось бы от них услышать, как они все это видят. Насколько горек их хлеб. Чтобы они хотели изменить. И согласны ли они с тем, что я написал. Вам слово.


Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *